У современных автомобильных двигателей отличные эксплуатационные показатели и высокий запас прочности. Но есть факторы, которые могут негативно влиять на силовой агрегат и привести к серьезным неисправностям. К таковым относится перегрев двигателя. Разберемся в причинах этого явления, его признаках и последствиях, выясним, что предпринимать.
Следует заметить, что на выделении тепла при сгорании топлива базируется работа двигателя, поэтому нагрев сам по себе не является аномалией. Но только до номинального температурного предела 80—90 градусов по Цельсию. Если выше — то происходит перегрев, который отрицательно влияет на КПД мотора, увеличивает риск поломок в связи с ускоренным износом узлов и деталей.
Причины перегрева
За поддержание заданного температурного режима двигателя в процессе эксплуатации отвечает система охлаждения. И чаще всего температура двигателя повышается именно из-за сбоев в этой системе. Нарушения могут произойти по причинам:
- нехватки охлаждающих жидкостей (ОЖ);
- разгерметизации системы и, как следствие, утечки ОЖ;
- неисправности приборов (поломки термостата, помпы, вентилятора и прочих узлов);
- загрязнения шлангов и каналов радиатора;
- внешнего загрязнения корпуса мотора.
Факторами превышения нормативной температуры также могут стать:
- топливо ненадлежащего качества;
- большие нагрузки на силовой агрегат (буксировка, длительная езда по рельефной местности, жесткое вождение);
- сбои в работе системы зажигания вследствие ее неверной регулировки.
Не стоит снимать со счетов и значимость моторного масла — при снижении его уровня температура может повыситься в шатунно-поршневой группе.
Признаки перегрева
Самый очевидный признак — перемещение указателя температуры ОЖ в «красную» зону. Правда, водитель на дороге не часто заглядывает на панель приборов, изучая показатели, поскольку для него важнее дорожная ситуация. Поэтому определять повышение температуры целесообразно по другим признакам:
- снижению мощности мотора;
- пару из-под капота, образовавшемуся вследствие закипания ОЖ;
- стуку при резком старте (так реагируют на перегрев цилиндро-поршневая группа и элементы клапана).
Важно: чем раньше будет обнаружена проблема, тем меньше неприятностей она принесет. При любом из признаков следует сразу же остановить машину.
Последствия перегрева
Степень изменений в силовом агрегате зависит от времени его работы в перегретом состоянии. Если период был непродолжительным, и проблема заключалась в утечке тосола или антифриза, то последствия обычно незначительные. Они устраняются элементарным устранением неисправности и добавлением ОЖ до нормативного уровня.
Если же перегрев был долгим, то это чревато серьезными поломками и сбоями. А именно:
- оплавлением поршней;
- трещинами и повреждениями головки блока цилиндров (ГБЦ);
- прогаром клапанов;
- разгерметизацией камеры сгорания;
- деформацией коленчатого вала (при пессимистическом сценарии — его разрывом).
Как защитить двигатель
Лучшая профилактика перегрева — грамотная эксплуатация автомобиля и своевременное техобслуживание. Следить за исправностью систем охлаждения и смазки, водить аккуратно машину, регулярно показывать специалистам — несложно и недорого, а двигатель будет весьма надежно защищен. А если превышения нормативной температуры все же не удалось избежать, даже единожды, то машину в обязательном порядке нужно показать специалистам.